Раздел 8. Региональная экономика и управление

66. Государственно-территориальное устройство Российской Федерации.

Россия расположена в северной и северо-восточной части Евразии и по занимаемой площади (17,1 млн. кв. км) является самым большим государством мира. Превосходя почти в 2 раза США и КНР. Россия имеет сухопутные границы с 14-ю государствами и морские с 20мя.

По форме правления Россия является республикой, а по форме административно-территориального устройства – федеративным государством, т.е. состоящим из отдельных субъектов федерации, имеющих определенную самостоятельность.

После распада СССР бывшие автономии, области и края, входившие в состав РСФСР, стали называться субъектами Федерации, сама РСФСР получила название Российская Федерация — Россия. Современный вид административно-территориальное деление получило в 1993 с принятием новой Конституции. Основной проблемой такого устройства РФ является его очень неоднородная национально-территориальная структура. Национальные республики имеют большие права, чем края и области, а это противоречит конституции, закрепляющей равенство всех народов.

В составе РФ в настоящее время насчитывается 89 субъектов: 21 республика, 6 краев, 49 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область и 10 автономных округов. В них проживает более 140 наций и народов.

В мае 2000 в России образовано семь федеральных округов. Однако уже их восемь, так как в янв. 2010 создан Северо-Кавказский федеральный округ:

Центральный округ - Москва; Северо-Западный округ - Санкт-Петербург; Приволжский округ - Нижний Новгород; Северо-Кавказский (Южный округ) - Ростов-на-Дону; Сев.-Кав.округ - Пятигорск; Уральский округ - Екатеринбург; Сибирский округ - Новосибирск; Дальневосточный округ - Хабаровск.

Во главе каждого из них стоит полномочный представитель Президента РФ. Эти округа служат целям укрепления государственной власти.

Республика - государство в составе Федерации, обладающее всеми атрибутами государственной власти. Она имеет свою Конституцию, обладающую высшей юридической силой на ее территории. Конституции подавляющего большинства республик закрепляют их суверенитет, обеспечивающий им относительно самостоятельное развитие.

В административном устройстве выделяют 3 административных единицы:

1. Высокий уровень – республики.

2. Область (край) – равные функции и полномочия.

3. Автономные – национальные округа, автономные области.

Субъекты РФ различаются между собой по величине территории, численности и плотности населения, его национальному составу. Субъекты РФ различаются и по ряду других признаков - уровню развития эк-ки в целом, наличию и развитию отдельных отраслей пром-ти и с/х, историческим традициям, национальной культуре всего или части населения.

67. Территориальная организация общества. Территория как объект управления.

Россия особая страна не только по географическому протяжению, но и по тому, что российское общество вбирает в себя множество территориальных общностей, народов, этносов, обладающих своей культурой, традициями и верованиями.

Народы и территории, вошедшие в состав российского государства на разных этапах его формирования, независимо от того, когда и как это произошло добровольно или насильственным путем, на основе договорных или иных актов, уже в течение длительного времени составляют неразрывные части единого культурно-исторического и политико-экономического пространства. В этом единстве органически скреплены единые государственность, политическая и социокультурная система, единый образ жизни, с одной стороны, и этнонациональный, конфессиональный, национально-культурный плюрализм - с другой.

Территориальная организация общества, пространственная организация (территориальная структура) жизни людей, сложившаяся на определенном этапе социально-экономического развития; включает размещение населения и отраслей производственной и непроизводственной сферы, природопользование, территориальное разделение труда, экономическое или национально-этническое районирование, территориально-политическую и административно-территориальную организацию государства.

Современная территориальная стратегия нуждается в существенной корректировке. Суть дела в том, что городская политика должна исходить не только из собственно городских проблем. Регулирование развития городов позволяет значительно изменять территориальную структуру производства и его организацию на обширных территориях. Важно и то, что объектом регулирования воздействия западных программ выступают не только сами города, но и регионы. Важно подчеркнуть, что городская политика в развитых странах по существу смыкается с региональной политикой.

В современных условиях городская политика направлена на решение двух важнейших задач.

Во-первых, необходимо глубокое о современивание хозяйственной структуры промышленных городов. В частности, освобождение их от рутинного производства, материало- , водо- и трудоемких производств, и наращивание высокотехнологичных и наукоемких производств.

Во-вторых, важной задачей городского регулирования становится формирование качественно новой системы территориальной организации производства и среды обитания, на основе глубоко интегрированных систем; информационной, производственной и социальной инфраструктуры, транспортной сети и т.д.

Обеспечивая процесс экономического развития региона, руководители местной администрации подчас действуют как посредники, как "создатели коалиций", помощники реальных действующих лиц, используя разнообразные подходы к содействию экономическому развитию. Поэтому работа по экономическому развитию может и должна строиться с привлечением руководителей крупнейших предприятий и работодателей региона. В такой кооперации с руководителями предприятий региональная администрация может более эффективно решать вопросы обучения персонала, развития инфраструктуры, стимулирования малого и среднего бизнеса.

Инструментами управления экономическим развитием на региональном уровне, являются создание общих условий бизнеса (дорога, связь, офисы, рыночная инфраструктура), регулирование деловой активности (местные налога, зонирование, особые условия), прямая кооперация администрации и бизнеса (совместные проекты).

Для выхода из кризисного состояния необходимы целевые планы, предусматривающие комбинацию всех методов воздействия на экономическое развитие региона, при этом весьма важным аспектом составления таких программ может стать анализ баланса результатов и затрат, связанных с осуществлением программы.

Независимо от того, какие конкретные методы управления развитием региона применяет администрация, сама по себе функция воздействия на развитие региона обладает рядом особенностей Прежде всего, это нерутинная функция, в отличие от стандартных функций обслуживания населения (водо-, газо-, электроснабжение, ремонт дорог, вывоз мусора, утилизация отходов). Более того, нерутинность этой функции предполагает гибкий, неординарный способ организации работ по управлению региональным развитием. Данная функция предполагает нестандартный подход к решению проблем, организацию переговоров с частными и негосударственными организациями, применение прогрессивных методов современного менеджмента, в том числе стратегического планирования и маркетинга.

68. Межрегиональные связи. Отраслевая структура размещения экономики.

Экономическое пространство России состоит из территориальных образований, регионов, районов и поселений, имеющих существенные отличия в уровнях экономического развития, отраслевой специализации, природно-климатических условиях. Вместе с тем эти образования взаимосвязаны, причем не столько торговлей, сколько современным глубоко специализированным высокотехнологичным производством.

В ходе длительного совместного развития российских регионов между ними сложились определенное общественное разделение труда и отраслевая специализация в составе целостного экономического пространства страны. Для востока России, включающего шесть экономических регионов — Поволжский, Уральский, Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский, Дальневосточный и Северный, характерно преобладание ресурсопроизводящих отраслей. В начале 90-х годов в этих экономических регионах производилось более 80% продукции нефтегазовой промышленности всей России, почти 75% — угольной промышленности, свыше 75% — черной и почти 90% — цветной металлургии, около 60% — химической промышленности, свыше 65% — лесной и лесоперерабатывающей промышленности.

В западных регионах — Северо-Западном, Центральном, Волго-Вятском, Центрально-черноземном и Северо-Кавказском — в основном сосредоточены ресурсообрабатывающие отрасли. В начале 90-х годов здесь производилось более 70% продукции легкой промышленности всей России, свыше 52% — машиностроения и пищевой промышленности. Отраслевая специализация обусловила в каждом регионе высокую долю продукции, производимой для других регионов и получаемой из них. В конце 80-х годов доля вывоза в производстве продукции и ввоза ее в ресурсах потребления отдельных укрупненных экономических районов характеризовалась следующими данными.

Объем межрегиональных связей сопоставим с масштабами производства и потребления в экономических районах, поэтому межрегиональные связи оказывают глубокое воздействие на экономические процессы, идущие в российских регионах.

В ходе экономических реформ возникли две устойчивые негативные тенденции в динамике хозяйственных связей между регионами России. Первая — ослабление межрегиональных связей из-за спада производства как следствие того, что объемы этих связей из-за отраслевой специализации регионов сопоставимы с масштабами производства в них. Вторая тенденция — сокращение числа и наполняемости хозяйственных связей вследствие увеличения поставок на экспорт российской продукции ресурсного назначения — имеет в качестве базового условия исторически сложившуюся замкнутость российского экономического пространства.

Разумеется, наряду со спадом производства и увеличением экспорта производственных ресурсов на процесс сокращения связей между российскими регионами заметно влияют рост тарифов на услуги транспорта, масштабная "бартеризация" экономики.

Для количественного определения уровня специализации экономических районов используются такие показатели, как коэффициент локализации, коэффициент душевого производства и коэффициент межрайонной товарности. Коэффициент локализации Кл данного производства на территория района это отношение удельного веса данной отрасли в структуре производства района к удельному весу той же отрасли в стране Расчеты производятся по валовой товарной продукции, основным промышленным фондам и численности промышленно-производственного персонала. Коэффициент душевого производства Кд исчисляется как отношение удельного веса отрасли хозяйства района в соответствующей структуре отрасли страны к удельному весу населения района в населении страны. Коэффициент межрайонной товарности Су рассчитывается как от. ношение вывоза из района данной продукции к ее районному производству

69. Региональная структура управления в РФ.

Для целей государственного регулирования территориального развития выделяются различные типы проблемных регионов. Например, в социально-экономической политике Правительства России предусматриваются специальные мероприятия по таким проблемным регионам, как отсталые (слаборазвитые), депрессивные, кризисные; особо выделяются приграничные регионы. Сложившаяся ситуация в таких регионах не позволяет им развиваться с опорой только на собственные экономические ресурсы, им требуется государственная поддержка.

Принципы районирования: экономический (рассматривает районы как составную часть ЕНХК страны); национальный (учитывает национальные особенности-стремления к самостоятельному административному образованию); административный (обеспечивает единство экономического района). Современное районирование РФ включает в себя три основные звена: крупные экономические районы; среднее звено (края, области, республики); низовые районы (городские, сельские). Экономические районы могут объединятся в макрорегионы или экономические зоны. В РФ различают зоны - Западная (Европейская часть России и Урал) и Восточная (Сбирь и Дальний Восток). В Западной зоне три укрупненных района - Север и Центр Европейской части РФ, Урало-Поволжье и Европейский Юг.

Сегодня можно выделить три типа регионов: трудоизбыточные (Северный Кавказ, Ставропольский и Красноярский края, Ростовская область); обороно-промышленные (Москва, С. Петербург, Нижегородская область, Урал, промышленные узлы Юга Сибири); многоотраслевые и депрессивные (значительная часть Севера).

Система органов государственной власти в субъектах РФ, как и в Российской Федерации, строится на основе принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. По предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.

Законодательную власть в субъекте РФ осуществляет законодательный (представительный) орган государственной власти, наименование которого, число его депутатов, срок полномочий депутатов устанавливается конституций (уставом) субъекта РФ самостоятельно. При этом срок полномочий депутатов не может превышать пяти лет

Согласно ст. 17 Федерального закона 1996 г. устанавливается система органов исполнительной власти во главе с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, возглавляемым его руководителем.

В целях эффективного управления процессами экономического и социального развития субъекта РФ и в интересах его населения, в соответствии с конституционным принципом разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ и высший исполнительный орган государственной власти субъекта осуществляют свои полномочия самостоятельно, но на условиях взаимодействия.

Основной целью федеральной региональной политики является укрепление единого социального и экономического пространства Российской Федерации на основе развития федеративных экономических отношений.

Для достижения этой цели необходимо решение следующих задач: усиление процесса межрегиональной интеграции; снижение дифференциации уровней социально-экономического развития регионов; обеспечение свободного перемещения товаров, услуг и капитала по всей территории Российской Федерации; обеспечение равных конкурентных условий в хозяйственной деятельности, определение условий предоставления государственной помощи; создание условий для межрегиональной конкуренции по привлечению капиталов; законодательное определение и реализация принципов федеративных экономических отношений в процессе разграничения компетенций между уровнями государственной власти Российской Федерации.

70. Макроэкономические цели и показатели экономического развития национальной и региональной экономик.

О результатах деятельности отдельных экономических субъектов в масштабе национальной экономики судят на основе различных показателей системы национальных счетов.

Все основные макроэкономические показатели условно делят на потоковые показатели и показатели запасов.

К потоковым величинам относят валовой выпуск, ВНП, ВВП, ЧНП, НД, РД, а также расходы на потребление, сбережения, инвестиции, государственные закупки, налоги, экспорт, импорт и др.

Показатели запасов в макроэкономике – это имущество, национальное богатство, реальные кассовые остатки.

подробнее потоковые показатели.

Валовой выпуск включает стоимость всех товаров и услуг, созданных экономикой данной страны за определенный временной период, в том числе и промежуточный продукт.Последний представляет собой совокупность товаров, произведенных за определенный период и использованных в течение данного периода для дальнейшей переработки.

ВНП представляет собой совокупную рыночную стоимость конечных товаров и услуг, созданных как внутри страны, так и за ее пределами (как правило, за год). Конечным продуктом являются товары и услуги, предназначенные для конечного потребления, накопления реального капитала, государственных закупок или экспорта. Промежуточное потребление в ВНП исключается с помощью оценки добавленной стоимости, учитывается только стоимость, добавленная на каждой стадии обработки, без учета материальных затрат.

ВВП выражает совокупную стоимость конечной продукции, произведенной на территории данной страны, независимо от того, принадлежат ли факторы производства гражданам страны или иностранным гражданам.

ЧНП выражает рыночную стоимость реально созданных благ и услуг, произведенных страной за определенный период.

НД представляет собой вновь созданную страной стоимость за определенный период. НД является совокупным доходом в рамках экономики определенного государства, получаемым всеми владельцами факторов производства (земли, труда и капитала), используемых в производстве ВНП.

РД представляет собой сумму средств, полученную населением в виде доходов и используемую на потребление и сбережения.

Остановимся подробнее на показателях запасов.

Имущество включает в себя реальные активы (реальный капитал) и финансовые активы (акции, облигации).

Национальное богатство - это совокупность материальных благ, созданных трудом предшествующих и нынешних поколений и вовлеченных в процесс воспроизводства природных ресурсов, которыми располагает общество.


3812296514764604.html
3812366913561199.html
    PR.RU™