А) Что можно приготовить из овощей? Какая от овощей польза? 2 страница

Счет. Согласование существительных и числительных.

б) Взрослый просит ребенка посмотреть на стол и отыскать на нем какой-либо фрукт, например лимон, затем найти и последовательно сосчитать все лимоны, которые там находятся (Один лимон. Два лимона. Три лимона. Четыре лимона). Ребенок так же считает апельсины, сливы и др. Взрослый следит за правильным согласованием существительных и числительных в родительном падеже единственного числа, обращает особое внимание на окончание существительного в сочетании с числительным пять (пять апельсинов, но пять яблок).

в) Взрослый четко и медленно проговаривает высказывания Незнайки. Ребенок ищет ошибки — неправильные окончания («пять апельсин», «пять мандарин») и произносит правильные формы (пять апельсинов, пять мандаринов ).

ЗАДАНИЕ 7.Большой и маленький. Уменьшительно-ласкательная форма.

Взрослый показывает большую и маленькую груши и просит закрасить их в соответствующий цвет. Затем узнает у ребенка, чем груши отличаются друг от друга (размером). Замечает, что про большой фрукт говорят груша, а про маленький «ласково» — грушечка. Далее спрашивает, какой лимон есть на картинке (маленький) и какого лимона не хватает (большого). Задает образец ответа и просит ребенка так же ответить полным предложением (Это маленький лимон. Не хватает большого лимона).

Ребенок рисует большой лимон, раскрашивает, называет фрукт в уменьшительно-ласкательной форме (лимончик). Аналогичная работа проводится с изображениями остальных фруктов.

ЗАДАНИЕ 8.Образование относительных прилагательных. Согласование прилагательного и существительного по родам в словосочетании.

а) Взрослый объясняет, что можно приготовить из фруктов. Говорит, что в них много витаминов и их можно есть сырыми. Из фруктов делают фруктовый салат, варят варенье и компот, выжимают сок. Из фруктов готовят начинку для пирогов. Фрукты добавляют в йогурт. Объясняет, что появилась новая «картинка-помощница». Она обозначает то, как фрукт используется, что из него готовят. б) Взрослый спрашивает, что готовят из яблок, в каком виде их употребляют в пищу. Затем просит назвать каждый фрукт, подобрав по картинкам-символам соответствующие «слова-признаки» для продуктов, которые из них сделаны (Яблоко — яблочный сок, яблочное варенье, яблочный компот, яблочный йогурт). Предлагает подумать и подобрать дополнительные «слова-признаки» (цвет, вкус), а также назвать другие качества (полезный, густой, приятный, прозрачный яблочный сок). Обращает внимание на то, как ребенок согласовывает окончания существительных с окончаниями прилагательных в роде.

ЗАДАНИЕ 9. Составление загадки.

Взрослый объясняет, как сочинять загадки, не называя фрукт (нужно назвать «слова-признаки», которые его характеризуют). Для этого надо использовать уже известные «картинки-помощницы» . Вводит ребенка в игровую ситуацию (на волшебном дереве растут разные фрукты) и предлагает отгадать загадку: «Желтый, овальный, кислый. Что это? » Ребенок составляет свою загадку о каждом фрукте, пользуясь схемой.

ЗАДАНИЕ 10. Составление рассказа по схеме из «картинок-помощниц».

Взрослый показывает все «картинки-помощницы» , вспоминает вместе с ребенком их значение и задает соответствующие вопросы об одном из фруктов. Ребенок отвечает на вопросы полными предложениями. Взрослый обращает его внимание на то, что ответы выстраиваются в рассказ, получившиеся предложения «дружат» между собой: в них речь идет об одном и том же предмете (яблоке). Взрослый читает рассказ («Яблоки») целиком и просит пересказать его. После пересказа ребенок по образцу составляет рассказы об остальных фруктах. Взрослый следит за целостностью рассказов.


Тема 4. ЯГОДЫ

ЗАДАНИЕ 1. Формирование обобщающего понятия «ягоды».

Взрослый беседует с ребенком о том, что такое ягода. Объясняет, почему клубника является ягодой, и дает простейшее определение этого вида, указывая на его отличительные признаки (растет в саду на огороде, на кустике в лесу).

Взрослый спрашивает, что растет в саду, и просит ребенка раскрасить только садовые ягоды. Раскрашивая, тот называет ягоды, используя при этом «слова-признаки », определяющие цвет и вкус (Это красная, сладкая клубника). Затем взрослый спрашивает, что растет в лесу, и просит ребенка раскрасить только лесные ягоды. Напоминает о «картинках-помощницах», рассказывает, что обозначает каждая (цвет, вкус).

ЗАДАНИЕ 2. Закрепление обобщающего понятия «ягоды».

Взрослый вводит ребенка в игровую ситуацию: «Мишка любит ягоды. Угости мишку только ягодами. Что осталось?» (Смородина, вишня, клубника — ягоды. Помидор — это овощ.)

ЗАДАНИЕ 3. Где растут ягоды?

Взрослый проводит беседу на тему, где растут ягоды: на дереве, кусте или кустике. Показывает картинки и разъясняет, что обозначает та или иная картинка. Ребенок раскрашивает и вырезает картинки из приложения I, рис. 4. Наклеивает ягоды на соответствующие места и полным предложением по образцу рассказывает, где растет та или иная ягода (Вишнярастет на дереве).

ЗАДАНИЕ 4. Работа над употреблением падежных форм в речи. Расширение круга «слов-признаков».

Игра «Летом на даче». Задания а), б), в), г) направлены на отработку правильного употребления падежных форм. Ребенок, перечисляя по образцу названия фруктов, ставит слова в родительном падеже единственного числа (В саду много вишни. В саду не стало клубники, смородины), а также в предложном и в творительном падежах единственного числа (Аня ест клубнику. Аня была довольная клубникой, крыжовником).

ЗАДАНИЕ 5. Образование относительных прилагательных. Согласование в словосочетании прилагательного и существительного в роде.

Взрослый объясняет, что можно приготовить из ягод, что в ягодах много витаминов и их можно есть сырыми. Из ягод делают варенье, компот, сок. Ягоды добавляют в йогурт.

Напоминает о «картинке-помощнице». Она обозначает, как ягода используется, что из нее готовят.

ЗАДАНИЕ 6. Составление рассказов по схеме.

Взрослый обращает внимание ребенка на «картинки-помощницы» и вопросы к ним. Ребенок последовательно отвечает на вопросы полными предложениями. Взрослый составляет вместе с ним рассказ о вишне и просит пересказать. После пересказа ребенок по образцу составляет рассказы о других ягодах. Взрослый следит за целостностью рассказов.

ЗАДАНИЕ 7. Повторение тем «Фрукты», «Овощи», «Ягоды».

Взрослый вводит ребенка в игровую ситуацию: тот должен объяснить инопланетянину, как и где растут фрукты, овощи и ягоды. Просит, называя вид фрукта, овоща, ягоды, употреблять полное предложение (Это яблоко).

Взрослый уточняет, что фрукты могут расти на дереве, а овощи — на кустике либо в земле. Ребенок еще раз отвечает на вопрос уже распространенным предложением (Яблоки растут на дереве (на яблоне). Взрослый напоминает, что в саду растут фрукты, овощи — на огороде, ягоды — в садууна огороде, в лесу.

Просит ребенка уточнить, где именно растет тот или иной фрукт, овощ, ягода (Яблоко растет в саду), и сказать, где (в саду, лесу, огороде) тот сорвет (срежет, выкопает, снимет) их.

Вместе с ребенком вспоминает, как убирают урожай. Фрукты только срывают, овощи можно срывать, выдергивать, срезать, выкапывать. Ребенок проводит линии между соответствующими изображениями и составляет предложения (Яблоки срывают в саду). Он использует в ответе неопределенно-личную форму глагола.


Тема 5. ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ

ЗАДАНИЕ1. Формирование обобщающего понятия «дикие животные».

Взрослый вводит ребенка в игровую ситуацию: туристы Аня и Дима изучают диких животных. Им помогает Лесовичок.

Объясняет, что такое дикие животные, какие они бывают, чем отличаются от домашних (человек не ухаживает за дикими животными, они сами добывают себе пищу). Обводя и раскрашивая изображения, ребенок называет животное (Это медведь).

Во время работы взрослый напоминает, что такое предложение (когда все понятно, когда есть законченная мысль).

ЗАДАНИЕ2. Закрепление обобщающего понятия «дикие животные».

а) В клеточках изображены вперемежку домашние и дикие животные, насекомые, птицы. Ребенок оставляет только изображения диких животных, а все остальные зачеркивает.

б) Взрослый спрашивает, почему медведь дикое животное. В беседе дает простейшее определение диких животных, просит отвечать сложным предложением по образцу (Медведь — дикое животное, потому что человек за ним не ухаживает).

в) Взрослый читает ошибочные высказывания Незнайки и предлагает ребенку исправить ошибки.

ЗАДАНИЕ 3.Закрепление представления о

«словах-признаках».

а) Игровая ситуация: Лесовичок спешит домой. Он встретил по пути диких животных. Взрослый предлагает ребенку помочь Лесовичку пройти по тропинке к его дому. Проходя, ребенок подбирает к каждому животному по три «слова-признака» и составляет по образцу полные предложения (Проворная, озорная, рыжая белка). б) Взрослый предлагает отгадать загадку про медведя (Бурый, неуклюжий, косолапый. Кто это?) и придумать по этому образцу свою загадку, использовав «слова-признаки». Затем ребенок проверяет, правильно ли он угадал, отыскивая ответ на картинке.

ЗАДАНИЕ 4. Части тела.

Использование слов в форме именительного и родительного падежей единственного и множественного числа. Подбор прилагательных к существительным, обозначающим части тела животных.

а) Взрослый объясняет, что тело животного состоит из частей. У всех животных есть нечто общее: голова, шея, туловище, лапы (ноги), хвост. Но у каждого есть и что-то особенное.

Игровая ситуация. Теремок, кто-то в нем живет. Ребенок называет животных, которым принадлежат части тела, затем строит предложения по образцу (Это беличий хвост. Здесь живет белка). Далее находит среди диких животных домашнее.

Взрослый обращает внимание ребенка на схему — символическое обозначение частей тела диких животных.

б) Игровая ситуация: Аня и Дима нарисовали фантастических животных — взяли у разных животных части тела (показаны сверху), соединили их вместе. Взрослый предлагает отгадать, какие части тела у каких животных позаимствовали дети, и назвать их по образцу (Это хвост белки). Затем ребенок меняет предложение таким образом, чтобы появилось «слово-признак» — притяжательное прилагательное (Это беличий хвост.)

Ребенок придумывает фантастическому животному название, может быть, рассказывает, где оно способно жить, чем питаться и т. д. При необходимости рисует свое фантастическое животное, что может служить проективным рисунком для работы с психологом. Взрослый следит за правильным употреблением окончаний существительных в родительном падеже единственного и множественного числа.

в) Взрослый предлагает ребенку подарить Лесовичку картинку. Ребенку необходимо вырезать (см. приложение), сложить, приклеить и раскрасить фрагменты с изображениями медведя и оленя.

В процессе работы взрослый просит ребенка сравнить животных и подобрать «слова-признаки» к частям его тела. (Это сильные лапы. У медведя сильные лапы. Это огромная голова. У медведя огромная голов.)

г) Взрослый рассказывает, что части тела животных внешне очень разные. У лисы морда длинная и узкая, хвост пушистый, а у мышки мордочка маленькая, хвостик маленький, тонкий, длинный. Вместе с ребенком составляет рассказ про лису, по ходу работы задавая вопросы (какая? какой? какие?). Ребенок, отвечая на вопросы, характеризует части тела с помощью «слов-признаков». Далее он целиком проговаривает описательный рассказ про лису и составляет аналогичные рассказы про других животных.

д) Определяя, чьи следы изображены на рисунке, ребенок должен объяснить свой выбор полными предложениями (Это следы медведя, потому что у него большие лапы и острые когти.). Взрослый обращает внимание на использование «слов-признаков».

В этом же задании ребенок должен найти лишние следы, т. е следы, не принадлежащие животному (птичьи).

Взрослый предлагает ребенку составить загадки про животных, чьи следы изображены на картинке, и следит, чтобы он использовал два-три «слова-признака».

е) Лесовичок загадывает загадки, сопоставляя животных. Взрослый показывает на медведя и оленя, задает вопрос: «Что есть у медведя, но нет у оленя?» Ребенок отвечает (У медведя есть лапы, когти. У оленя нет лап и когтей).

ЗАДАНИЕ 5. «Слова-действия». Глаголы.

Игровая ситуация: Аня и Дима сфотографировали животных.

Взрослый объясняет значение слов-действий на примере самого ребенка (он умеет прыгать, бегать, что-либо носить). Далее показывает на картинки с животными и спрашивает, что делает то или иное животное. Ребенок отвечает (Лиса гонится за зайцем. Заяц убегает от лисы).

Взрослый спрашивает, что еще может делать то или иное животное. Ребенок придумывает новые «слова-действия» (лежать, есть траву).

ЗАДАНИЕ 6.Числительные. Согласование существительных с числительными.

Игровая ситуация: Аня и Дима исследуют остров зверей. Взрослый предлагает ребенку посмотреть на картинку и сказать, кого много влесу (В лесу многомедведей).

Ребенок считает животных по одному (Один медведь. Два медведя. Три медведя. Четыре медведя. Пять медведей). Особое внимание следует обратить на правильное согласование окончаний существительных с числительными.

ЗАДАНИЕ 7.Большой и маленький. Уменьшительно-ласкательная форма.

Игровая ситуация: звери в зоопарке. Взрослый беседует с ребенком о том, что животные отличаются друг от друга размером {большой— средний—маленький). Показывает на волка и просит назвать это животное маленького размера (волчок, волчишка), затем сказать «просто», как «обычно» (волк), далее назвать это животное особо крупного размера (волчище). Ребенок называет и остальных животных в соответствии с их размерами.

Взрослый обращает внимание ребенка на то, что не ко всем животным можно подобрать соответствующие названия (нет слова «мышище»), а также на то, что название маленького животного (волчок) отличается от названия детеныша (волчонок).

ЗАДАНИЕ8. Кто что ест? Виды животных.

а) Взрослый коротко рассказывает, чем питают ся звери в лесу, и обращает внимание ребенка на то, что в середине картинки изображена именно та пища, которую ест то или иное животное. Надо рассказать Ане и Диме, кто что ест, покормить лесных обитателей (соединить линией животных и пищу, которой они питаются). Ребенок проводит линию от животного к еде и говорит по образцу (Олень ест летом траву,а зимой корудеревьев).

Взрослый объясняет, что схема обозначает символ еды.

б) Взрослый, показывая на оленя, спрашивает ребенка, чем животное питается {травой). Выслушав ответ, объясняет, что такие животные называются травоядными. Просит отыскать на картинке еще травоядных животных и объяснить (по образцу), почему они травоядные (Олень — травоядное животное, потому что ест траву). Спрашивает, чем питается мышка. Ребенок отвечает (Мышка грызет твердую пищу). Взрослый объясняет, что такие животные называются грызунами. Просит ребенка отыскать на картинке животных-грызунов и сказать о них по образцу (Мышь — грызун, потому что грызет зерна). Далее взрослый спрашивает, чем питается волк. Ребенок отвечает (Волк ест мясо). Взрослый объясняет, что такие животные называются хищниками. Ребенок ищет на картинке животных-хищников и рассказывает о них (Волк — хищник, потому что ест мясо). в) Взрослый вместе с ребенком вспоминает значение других «картинок-помощниц» и просит назвать пять любых «слов-признаков», например про свою маму (ласковая, добрая, нежная, любимая, милая).

Затем просит отгадать загадки Лесовичка (Рыжая, пушистая, хитрая. Хищник. Кто это? ). Объясняет, как Лесовичок сочинял загадки: не называя само животное, назвал слова-признаки и то, чем оно питается. Ребенок придумывает свои загадки по схеме.

ЗАДАНИЕ 9. Детеныши животных.

а) Взрослый предлагает ребенку помочь мамам отыскать детенышей. Чтобы найти детенышей, он должен соединить линией взрослого животного (слева) и его малыша (справа), а также назвать «ласково» мам и их детенышей (У оленихи олененок). Затем взрослый спрашивает, у какого животного не хватает детеныша (у лосихи).

Взрослый показывает «картинку-помощницу» и объясняет, что она обозначает детенышей того или иного животного.

б) Дети отгадывают загадки Лесовичка (Лохматая, косолапая. У нее есть медвежата. Кто это?). Взрослый напоминает, как сочиняются загадки: не называя само животное, нужно перечислить «слова-признаки» или «слова-действия» , его характеризующие, а также детенышей.

ЗАДАНИЕ 10. Кто где живет?

а) Взрослый показывает «рисунок-помощник», обозначающий жилище, и рассказывает, что все обитатели земли где-то живут. У диких животных тоже есть жилища — у кого дупло, у кого логово, а кто-то не строит специальных домиков, у них весь лес — дом. Объясняет, что обозначают картинки (берлога, нора, логово, дупло, нет домика). Ребенок соединяет линией изображение животного с его жилищем и при этом объясняет (по образцу), где живет каждый (Заяц живет под кустиком. У зайца нет своего домика).

б) Взрослый читает загадки и просит ребенка придумать загадки на основе схем.

ЗАДАНИЕ 11. Составление загадок.

Взрослый напоминает ребенку значение «картинок-помощниц» и предлагает отгадать загадки (Рыжая, хитрая пушистая. Ловит мышей. Кто это?). Ребенок составляет свои загадки о каждом животном, пользуясь схемой.

ЗАДАНИЕ 12. Составление рассказа.

Взрослый вспоминает вместе с ребенком значение «картинок-помощниц» и формулирует обозначения в форме вопросов (что это?). Ребенок последовательно отвечает на вопросы полными предложениями. Взрослый напоминает, что ответы выстраиваются в рассказ, потому что получившиеся предложения «дружат» между собой: в них идет речь об одном и том же животном (кабане). Читает целиком рассказ о кабане и предлагает пересказать. Ребенок по образцу составляет рассказы о других диких животных. Взрослый следит за целостностью рассказа.


Тема 6. ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ

ЗАДАНИЕ1. Формирование обобщающего понятия «домашние животные».

Взрослый объясняет, что такое домашние животные (это такие животные, которые живут рядом с человеком, приносят пользу), чем они отличаются от диких животных (не боятся человека — он ухаживает за домашними животными). Взрослый предлагает ребенку назвать первое животное (Это корова), обвести изображение и раскрасить. То же проделать с остальными рисунками. Во время работы напоминает, что такое предложение (когда все понятно, когда есть законченная мысль).

ЗАДАНИЕ2. Закрепление обобщающего понятия «домашние животные».

а) В клеточках изображены дикие и домашние животные, птицы. Ребенок оставляет только домашних животных, зачеркивая «лишнее». Объясняет свои действия, пользуясь образцом. (Медведь — дикое животное. Коза и лошадь — домашние животные. На рисунке медведь лишний.)

б) Далее для закрепления обобщающего понятия «домашние животные» предлагается ряд упражнений:

-ребенок отвечает на вопросы (можно ли назвать корову, свинью, собаку одним словом? каким?);

- объясняет сложным предложением по образцу, почему этих животных называют домашними. Желательно, чтобы в его ответе было дано простейшее определение домашних животных, указывались их отличительные признаки (Корова — домашнее животное, потому что живет рядом с человеком, который за ней ухаживает);

в) ищет в высказывании Незнайки «Свинья, собака, лев — домашние животные» ошибку и объясняет свое мнение.

ЗАДАНИЕ 3. «Слова-признаки».

а) Взрослый вводит ребенка в. игровую ситуацию: Антошка торопится к бабушке, и надо добежать вместе с ним до ее домика. Чтобы это сделать, следует нарисовать дорожку, проходя по которой, Антошка будет встречать животных. Проходя мимо животного, ребенок называет его и подбирает три «слова-признака» (какой? какая?). Составляет полные предложения по образцу (Это быстрая, выносливая, стройная лошадь).

Взрослый обращает внимание ребенка на символическое обозначение «слов-признаков ».

б) Взрослый предлагает ребенку отгадать загадку про кошку и придумать свою по образцу (Пушистая, ласковая, игривая. Кто это?), используя «слова-признаки».

ЗАДАНИЕ 4.«Слова-действия».

а) Взрослый обращает внимание ребенка на символическое обозначение «слов-действий» и напоминает, что такое «слова-действия», на примере его самого (Я умею прыгать, бегать, читать). Потом показывает на картинки с лошадьми и спрашивает, что делают животные. Ребенок отвечает (Лошадь идет). Спрашивает, что еще может делать это животное. Ребенок придумывает другие «слова-действия».

б) Аналогично проводится работа по картинкам с собаками.

в) Ребенку предлагается загадка про кошку. Затем по образцу (Мяукает, ласкается, играет. Кто это?) он должен придумать свою загадку, используя «слова-действия».

ЗАДАНИЕ 5.Части тела домашних животных. Общее и различия. Использование слов в родительном падеже. Притяжательные прилагательные.

а) Взрослый объясняет, что тело животного состоит из частей. У всех животных есть общее: голова, шея, туловище, лапы (ноги), хвост. Но вместе с тем у каждого есть и что-то свое, особое. Ребенок называет части тела коровы (Это голова).

б) Взрослый предлагает ребенку вырезать части тела коровы и кошки (см. приложение), сложить их, приклеить и раскрасить. При этом он должен сопровождать свои действия словами (Это коровьи ноги). Взрослый следит за правильным употреблением притяжательных прилагательных.

Взрослый обращает внимание на «картинку-помощницу» — символическое обозначение частей тела животных.

в) Антошка нарисовал фантастическое существо: взял части тела от разных животных (показаны сверху), соединил их вместе. Взрослый предлагает отгадать, части тела каких животных использовал Антошка, и назвать их по образцу (Это уши осла). Затем просит изменить фразу таким образом, чтобы появилось «слово-признак» —притяжательное прилагательное (Это ослиные уши. Это козьи рога).

Ребенок придумывает название или имя фантастическому животному, если может, говорит, где оно живет, чем питается и т.д.

г) Антошка загадывает загадки. Взрослый с помощью вопросов {Что есть у лошади, но нет у коровы?) следит, чтобы ребенок правильно склонял существительные в родительном падеже (У лошади есть грива, челка. Но у лошади нет рогов и вымени).

ЗАДАНИЕ 6.«Слова-признаки».

а) Игровая ситуация: на площадку хозяева привели своих четвероногих друзей.

Взрослый рассказывает, что части тела у животных внешне очень разные. У одной собаки морда большая, длинная и узкая, хвост пушистый, а у другой мордочка маленькая, хвостик гладкий, тонкий, длинный.

Взрослый вместе с ребенком составляет рассказ про собаку. При этом ставит вопросы (какая? какой? какие?). Ребенок, характеризуя части тела животного, подбирает «слова-признаки». Затем он целиком проговаривает описательный рассказ про одну из собак и далее составляет рассказы про остальных.

б) Игровая ситуация: Настя приехала к бабушке в деревню. Там много домашних животных.Они очень разные. Ребенок описывает домашних животных, которые нарисованы на картинках.

ЗАДАНИЕ 7.Числительные. Согласование существительных с числительными.

а) Взрослый просит ребенка сосчитать баранов правильно (Один баран, два барана, три барана, четыре барана, пять баранов). Обращает внимание на правильное окончание существительных в сочетании с числительны ми.

б) Взрослый просит ребенка так же правильно сосчитать животных, которые пасутся на лугу (Одна корова, две коровы, три коровы, четыре коровы). Предлагает ребенку продолжить предложение: сказать, кого много на лугу (На лугу пасется много коров).

в) Взрослый медленно и четко проговаривает, как сосчитал лошадей Незнайка: «Один коза. Две козов. Три коз. Четыре козы. Пять козов», — и просит ребенка исправить ошибки.

ЗАДАНИЕ 8.Детеныши. Уменьшительно-ласкательная форма имен существительных.

а) Взрослый напоминает, что животные отличаются друг от друга размером (большой—средний—маленький). Показывает на корову и просит назвать ее просто, «как обычно» (корова), а затем назвать маленькое животное (коровка). Аналогично ребенок называет остальных животных по размеру.

Затем ребенок находит детенышей животных и помогает им пройти к своим мамам — проводит линию от взрослого животного (слева) к детенышу (справа). Взрослый просит назвать «ласково» маму (коровка, коровушка) и детеныша (теленочек). Затем спрашивает, у какого животного не хватает детеныша.

б) Детям загадывают загадку (Мяукает, ласкается, царапается. У нее есть котята. Кто это?). Взрослый напоминает, как сочиняются загадки: не называя само животное, можно назвать «слова-действия», которые для него характерны, а также и его детенышей.

ЗАДАНИЕ 9.Кто что ест?

Взрослый коротко рассказывает, что едят домашние животные, показывает, где изображена на картинке пища, которой питается то или иное животное. Ребенок проводит линии от животного к еде и по образцу рассказывает, чем данное животное питается (Корова ест летом траву, а зимой сено). >

Взрослый, показывая на корову, спрашивает ребенка, чем она питается. Тот отвечает (травой). Взрослый говорит, что это травоядное животное, просит ребенка отыскать на картинке травоядных животных и сказать по образцу (Корова — травоядное животное, потому что ест траву). Затем, показывая на собаку, спрашивает, чем она питается. Ребенок отвечает (Ест мясо). «Такие животные называются хищниками», — объясняет взрослый. Просит отыскать на картинке хищников и сказать по образцу (Собака — хищник, потому что ест мясо).

Взрослый напоминает, что «картинка-помощница» обозначает пищу, которой питается животное.

ЗАДАНИЕ 10. Кто где живет?

Взрослый объясняет, что у домашних животных есть свое жилище. Показывает на картинки и объясняет, что они обозначают (конюшня, овчарня, коровник, свинарник, клетка, будка, дом человека). Ребенок соединяет линиями изображения животных и их жилища. При этом он, пользуясь образцом, говорит, кто где живет (Корова живет в коровнике).

ЗАДАНИЕ 11.Кто ухаживает за домашними животными?

Взрослый спрашивает, как называются профессии людей, которые ухаживают за домашними животными (или конкретнее: «Кто ухаживает за коровами?»). Ребенок отвечает по образцу (Доярка ухаживает за коровами). Далее он отвечает на другие вопросы:

Кто ухаживает за лошадьми? (Конюх.) Кто ухаживает за свиньями? (Свинарка.) Кто ухаживает за телятами? (Телятница.) Кто пасет домашних животных? (Пастух.) Кто лечит домашних животных? (Ветеринар.)

Взрослый объясняет, что «картинка-помощница» обозначает профессию человека, который ухаживает за домашними животными.

ЗАДАНИЕ 12.Какую пользу приносят домашние животные?

а) Взрослый рассказывает, какую пользу человеку могут приносить домашние животные (дают шерсть, мясо, молоко), объясняет, что обозначают «картинки-помощницы». Ребенок последовательно называет животных и говорит полным предложением, какую пользу приносит каждое (Корова дает человеку молоко и мясо. Из молока делают масло, сметану, творог).

б) Взрослый предлагает ребенку отгадать загадки и придумать свои по образцу, используя схемы со «словами-признаками», «словами-действиями», а также со словами, которые говорили бы о пользе, которую приносит животное. (Пушистая, ласковая, игривая. Ловит мышей. Кто это?)

ЗАДАНИЕ 13.Составление загадок.

Взрослый предлагает для повторения пройденного материала придумать загадки, используя схемы. В случае необходимости напоминает, что означают схемы. После составления загадки закрашивается флажок на гирлянде.

ЗАДАНИЕ 14.Составление рассказов.

Взрослый показывает «картинки-помощницы» , вспоминает вместе с ребенком их значение и задает вопросы (кто это?). Ребенок отвечает на них последовательно, полными предложениями. Взрослый обращает его внимание на то, что ответы выстраиваются в рассказ, потому что получившиеся предложения «дружат» между собой: в них речь идет об одном и том же животном (баране). Читает целиком рассказ о баране и просит пересказать его. Ребенок пересказывает, затем по образцу составляет рассказы о других домашних животных. Взрослый следит за целостностью рассказов.


3812585326427603.html
3812659477394423.html
    PR.RU™